Промышленные лакокрасочные покрытия

+7 (499) 258-40-80

17
лет на рынке
34
сертифицированные схемы окраски
5
инспекторов АКЗ
5426
клиентов
34
млн. м2 покрашено

Актуальность и экономические аспекты проблемы коррозии и защиты металлических сооружений

« Назад

Актуальность и экономические аспекты проблемы коррозии и защиты металлических сооружений  21.02.2014 08:11

В современном мире коррозия металлов и защита их от коррозии является одной из важнейших научно-технических и экономических проблем.

Технический прогресс во многих отраслях промышленности тормозится из-за нерешенности ряда коррозионных проблем. Это приобрело особую актуальность в промышленно развитых странах с большим металлофондом и особенно в последние годы в связи с все более широким использованием в промышленности высокопрочных материалов, особо агрессивных сред, высоких температур и давлений. В этих условиях значительно возрос удельный вес потерь, вызываемых такими опасными формами коррозии, как коррозионное растрескивание, межкристаллитная коррозия, питтинг и др.

Огромны экономические потери от коррозии металлов. По оценкам специалистов различных стран эти потери в промышленно развитых странах составляют от 2 до 4 % валового национального продукта. При этом потери металла, включающие массу вышедших из строя металлических конструкций, изделий, оборудования, составляют от 10 до 20 % годового производства стали.

Различают два вида потерь: прямые и косвенные. Прямые — безвозвратные потери металла, стоимость замены оборудования и металлоконструкций, расходы на противокоррозионную защиту. Косвенные - простой оборудования, снижение мощности, снижение качества продукции, расход металла на утолщения стенок и т.п.

И наоборот, разработка и практическое использование эффективных средств противокоррозионной защиты позволяет не только уменьшить потери металла и средств, но и снизить металлоемкость конструкций и сооружений, увеличить их грузоподъемность, уменьшить расход топливо-энергетических ресурсов при строительстве и эксплуатации , увеличить эксплуатационный период и в целом уменьшить себестоимость и повысить рентабельность объектов техники. 

Так, например, снижение скорости коррозии судовых корпусных конструкций путем использования эффективных средств защиты позволило применять в российском судостроении низколегированные стали повышенной прочности марок 09Г2, 10ХСНД и др. с пределом текучести 300-400 МПа взамен обычных углеродистых сталей с пределом текучести не более 240 МПа. Это позволило снизить строительные толщины.

Непредвиденные расходы возникают в результате:

  • прерывания очистных и окрасочных работ из-за погодных условий;
  • вынужденных простоев по различным технологическим обстоятельствам;
  • необходимости повторного выполнения очистных и окрасочных работ вследствие низкого качества их первичного выполнения.

Эффективность покрытия оценивается как комплекс функциональных свойств (противокоррозионных, декоративных, противообрастающих, износостойких и пр.) на протяжении срока службы покрытия. Таким образом, решающим фактором выбора того или иного варианта покрытия является его долговечность. При этом учитывается, что затраты на восстановление покрытия часто превышают затраты на его первичное нанесение, а качество восстановленных покрытий заведомо ниже первоначальных.

Для исключения споров и конфликтов между взаимодействующими организациями следует разделять понятия «долговечность» и «гарантийный срок службы». Стандарт ИСО 12944-1 определяет эти понятия следующим образом:

Долговечность — ожидаемый срок службы системы защитных покрытий до первого полного ремонтного восстановления. Это понятие технического характера, которое помогает владельцу обоснованно планировать техническое обслуживание окрашенного объекта.

Гарантийный срок службы — понятие юридического характера, имеющее законную силу и являющееся предметом контракта между заказчиком и исполнителем окрасочных работ. Это понятие определяет длительность эксплуатации окрашенного объекта, в течение которой исполнитель несет юридическую и финансовую ответственность за обеспечение защитных и/или декоративных качеств системы покрытия по конкретным параметрам, например, сохранность покрытия на определенной площади, сопротивления, цвета, блеска и т.п.

Из этого следует, что экономически целесообразно наносить долговечные покрытия, используя высококачественные лакокрасочные материалы, оборудование и современные методы подготовки поверхности и нанесения материалов, несмотря на то, что первоначальные затраты при этом увеличиваются. Относительные эксплуатационные расходы при этом будут меньше за счет менее частого перекрашивания, увеличения эксплуатационного времени и пр.

Следует также учитывать, что в общей стоимости окрашивания объекта и эксплуатационных расходов весьма большую роль играет качество краски и относительно небольшую роль — ее цена. Например, стоимость качественной окраски с предварительной дробеструйной обработкой составляет от 30 до 50 ам.долл. за 1 м2, в том числе стоимость хорошей краски, расходуемой на 1 м2 составляет в среднем около 4 ам. долл., т.е. около 10 % от стоимости окраски. Использование дешевой краски невысокого качества позволит снизить общие расходы на 4-6 %, но приведет к необходимости более раннего возобновления покрытия, что обойдется много дороже.

Если стоит задача получить высококачественное покрытие, то нецелесообразно экономить на подготовке поверхности под окраску, хотя качественная дробеструйная обработка стоит дорого — в среднем расходы составляют 60-70 % от общих расходов по нанесению покрытия, включая стоимость материалов.

Наконец, на чем никогда нельзя экономить - это на проведении строгого и тщательного пооперационного контроля всего процесса нанесения покрытия, начиная от контроля поступающих на предприятие материалов до приемки готового покрытия. Отсюда ясно, какое важное место в общем процессе получения лакокрасочного покрытия занимает инспектор и какие убытки может принести выполнение очистных и окрасочных работ без должного контроля.